Варикоцеле

Варикоцеле — расширение вен гроздьевидного сплетения семенного канатика. Часто имеются и другие признаки поражения венозной системы — расширение вен нижних конечностей, геморрой. Варикоцеле обычно проявляется с левой стороны (очень редко проявляется как двустороннее или правостороннее), что объясняется впадением семенной вены слева под прямым углом в почечную вену. В положении лежа вены спадаются.

Различают идиопатическое (первичное) и симптоматическое (вторичное) варикоцеле. Симптоматическое варикоцеле может наблюдаться при изменении геометрии нижней полой вены, например вследствие прорастания новообразования правой почки. Такое варикоцеле находится справа и степень наполнения вен не зависит от положения больного. Варикоцеле определяется как одна из главных причин мужского бесплодия.

Классификация варикоцеле

В нашей клинике придерживаются классификации Лопаткина Н. А. (1978 год), в основном применяющаяся в настоящее время, которая является более упрощенной, и учитывает степень выраженности варикоцеле и изменения трофики яичка:

• I степень — варикоз вен выявляется только пальпаторно при натуживании больного в вертикальном положении тела;
  • II степень — визуально определяются расширенные вены, размеры и консистенция яичка не изменены;
  • III степень — выраженная дилатация вен гроздевидного сплетения, уменьшение яичка и изменение его консистенции.

классификация ВОЗ

• I степень: когда расширенные вены в мошонке не видны и не пальпируются, за исключением их расширения при пробе Вальсальвы;
  • II степень: когда расширенные вены в мошонке не видны, но легко пальпируются;
  • III степень: когда расширенные венные сплетения выпячиваются сквозь кожу мошонки и легко пальпируются

Симптомы и клинические проявления

Варикоцеле может как вызывать, так и не вызывать субъективные ощущения у больных. Чаще они выражаются как различные болевые ощущения, может наступить атрофия яичка.

Длительный застой венозной крови ведёт к ишемии, развитию склеротических изменений в яичке и нарушению дифференцировки сперматогенного эпителия, повреждается гематотестикулярный барьер. Развивается аутоиммунная агрессия, что в дальнейшем может проявиться снижением общего сперматогенеза и развитием бесплодия.

Диагностика

Установление диагноза не представляет трудностей. Определяется расширение вен обычно на основании клинической картины, УЗИ или доплерография (лёжа и стоя), пальпации гроздьевидного (лозовидного) сплетения, пробы Вальсальвы. Также проводят исследование уровня половых гормонов в крови. Прежде чем приступить к лечению, врач определяет степень выраженности заболевания — на основании спермограммы.

Операция Иваниссевича

При операции Иваниссевича проводится перевязка и пересечение варикозно расширенной вены (или вен) семенного канатика. После чего обратный отток венозной крови вниз по яичковой вене прекращается. Операция проводится под общей анестезией. Операция заключается в следующем действии. В подвздошной области (обычно слева) чуть выше и параллельно паховому каналу делается разрез около 5 см. Послойно рассекаются кожа, подкожная клетчатка и фасции. Далее разрезается апоневроз — стенка пахового канала. В паховом канале у мужчин проходит семенной канатик, среди элементов которого — и вены лозовидного сплетения. Эти вены перевязываются и пересекаются. Далее все ткани послойно ушиваются.

Микро-хирургическая операция Мармара

Метод операции схож с Операцией Иваниссевича, но является менее инвазивным, так как длина разреза всего 2 см и травмируется значительно меньше тканей. Сроки реабилитации и количество осложнений значительно меньше по сравнению с выше-описанным методом. Количество рецидивов составляет всего 2-5%. Разрез производится в паху. Семенной канатик извлекается наружу, и каждая расширенная венка аккуратно отделяется и пресекается. На кожу накладываются саморассасывающиеся швы.