Пункция плевральной полости под УЗ

Пункция плевральной полости под УЗ-контролем

Плевральная пункция (плевроцентез, торакоцентез) — прокол грудной стенки с целью диагностики (диагностическая пункция) и (или) лечения (лечебная пункция). Диагностические задачи часто сочетаются с лечебными.
Плевральную пункцию осуществляют главным образом при возникновении синдрома гидроторакса (появления жидкости в плевральной полости). Основными признаками данной патологии является появление одышки (чувство нехватки воздуха) и появление тянущих болей со стороны поражения. Данный синдром возникает при таких заболеваниях как пневмония, плеврит, эмпиема плевры; Кроме того, подобная картина может быть при кровотечении в плевральную полость (гемоторакс), при опухолевом поражении органов грудной клетки.

Диагноз устанавливается на основании жалоб, осмотра пациента, аускультации и перкуссии грудной клетки.

Аускультация

Перкуссия

Обязательным является подтверждение диагноза с помощью рентгенографии (флюорографии) и УЗИ органов  грудной клетки.

Рентгенография  УЗИ

Плевральная пункция позволяет установить наличие в плевральной полости экссудата, транссудата, крови, воздуха, получить ее содержимое для бактериологического, цитологического и физико-химического исследований. С помощью плевральной пункции эвакуируют патологическое содержимое из плевральной полости, осуществляют промывание и вводят в нее различные лекарственные средства (антисептики, антибиотики, протеолитические ферменты, фибринолитические, гормональные и противоопухолевые средства).

Обычно пункцию осуществляют в положении пациента сидя. Для процедуры используются специальные одноразовые герметичные наборы. Плевральную пункцию проводят с соблюдением правил асептики, как правило, под местной анестезией 0,5% раствором новокаина (10—15 мл). По мере удаления плеврального содержимого иногда несколько изменяют направление иглы. Пробы жидкости для лабораторного исследования собирают в стерильные пробирки.

В нашей клинике данная процедура выполняется под ультразвуковой навигацией, то есть мы во время пункции при помощи УЗИ постоянно контролируем положение иглы в плевральной полости, что сводит к абсолютному минимуму возможность повреждения органов плевральной полости и развития осложнений.

Плевральная пункция — это не больно и не страшно. Продолжительность процедуры составляет около 15-20 минут. В некоторых случаях возможно выполнение плевральной пункции амбулаторно с последующим наблюдением в течение 1,5-2 часов в условиях дневного стационара, то есть не обязательно потребуется госпитализация в больницу.