Радикальная нефрэктомия

Радикальная нефрэктомия — это полное удаление почки с прилегающей клетчаткой и лимфатическими узлами.

Показания к радикальной нефрэктомии

• Наличие локальных форм рака почки (то есть если отсутствуют данные за местное и отдаленное распространение злокачественного процесса).
  • Опухолевое прорастание почечной, нижней полой вен.
  • Единичные метастазы в сочетании с удалением последних.
  • Паллиативная нефрэктомия выполняется у больных с распространенным раком почки для уменьшения раковой интоксикации, интенсивности болевого синдрома, а также при невозможности остановки кровотечения консервативными методами.

Дооперационный период

В нашей клинике радикальная нефрэктомия проводится в урологическом отделении, где пациент находится до трёх недель. Конечно, как и перед любой операцией, больному назначаются анализы крови и мочи, рентгенографическое исследование органов грудной клетки, ЭКГ обследование. Кроме того, обязательно проводятся специальные методы исследования, такие как: ультразвуковое исследование мочеполовой системы, компьютерная томография почек и многое другое. Больные перед операцией в обязательном порядке осматриваются терапевтом и врачом-анестезиологом  для определения вида анестезии. Вечером накануне делается очистительная клизма, выполняется бритьё волос в области вмешательства. В день операции не разрешается принимать пищу и пить. В последующем в зависимости от состояния пациента, имеющихся  определённых сопутствующих заболеваний, локализации опухоли, её размеров устанавливается вид оперативного доступа.

Данная операция проводится двумя способами:

• традиционным (при этом делается разрез по брюшной стенке)
  • лапароскопическим (врач делает несколько проколов).

Ход операции

Радикальная нефрэктомия может выполняться классическими внебрюшинными доступами (подреберный, поясничный).  Однако, с целью соблюдения всех принципов онкологии (максимально быстрая перевязка почечной вены и артерии, которые кровоснабжают почку с опухолью, широкий доступ к операционному полю) более целесообразно выполнять данную операцию трансперитонеальным доступом (парамедиальный, срединный лапаротомный, торакоабдоминальный, подреберный — Шеврона).

В онкологии предпочтение отдается срединной лапаротомии из-за физиологичного положения больного на операционном столе, относительно малой травматичности, быстроты выполнения, возможности ревизии и оперирования на многих органах брюшной полости и малого таза, также контралатеральной почке, выполнения двухсторонней лимфаденэктомии.

В ходе операции производится удаление почки, околопочечного жира вне фасции Герота и лимфатических узлов, в некоторых случаях надпочечника. К ложу удалённой почки на заключительном этапе вмешательства устанавливаются дренажные трубки, которые помогают контролировать ход послеоперационного периода. По окончанию накладывается стерильная повязка.

Преимуществом открытой методики радикальной нефрэктомии является то, что большой разрез дает хирургу больше возможностей для осмотра пораженных соседних органов и доступа к ним. Недостатком открытой радикальной нефрэктомии является выраженный послеоперационный болевой синдром, который в 3-4 раза сильнее такого после лапароскопической нефрэктомии. А также, после открытой радикальной нефрэктомии имеет более длительный период восстановления, полного выздоровления, чем после лапароскопической.

Послеоперационный период

При появлении болей в области раны пациенту в нашей клинике назначаются регулярные инъекции обезболивающих препаратов. Спустя несколько часов после операции больному можно прополоскать рот, сделать несколько глотков воды (если отсутствуют тошнота и рвота), при этом необходимо пить маленькими порциями (не более 500 мл воды до вечера без газа). При благоприятном течении приём пищи возобновляется в послеоперационном периоде к следующему дню. Можно употреблять мясной бульон, обезжиренный творог и йогурт, диетические сорта варёного мяса. После самостоятельного стула можно расширить пищевой рацион. Если стул отсутствует на протяжении трёх суток, тогда больному назначаются очистительные клизмы. В рационе пациента, перенесшего радикальнуюнефрэктомию, исключается жареная, копчёная, солёная пища, объем выпитой жидкости не менее 2500 мл. Вставать и прохаживаться по палате больному разрешается после операции уже на следующий день, а уже через день –  и прогулка по коридору. Часто при первом подъёме с постели у пациентов наблюдается потемнение в глазах, головокружение, мелькание мушек, поэтому нужно быть готовым к таким симптомам. Медперсонал делает регулярные перевязки пациентам вплоть до снятия швов, то есть к 9-10 суткам, кроме того, обязательно назначается антибактериальная терапия на срок до 15 дней.

Осложнения радикальной нефрэктомии

Неспецифические осложнения:

• острые нарушения мозгового кровообращения;
  • острый инфаркт миокарда;
  • тромбоэмболия ветвей легочной артерии;
  • пневмония;
  • сердечная недостаточность;
  • ателектаз легких;
  • тромбофлебит.

Частота осложнений значительно снижается в нашей клинике путем строгого соблюдения определенных правил в предоперационной подготовке, профилактике гипотонии в период операции, проведении адекватной инфузионной терапии, ранней активизации больного и дыхательной гимнастики, бинтования нижних конечностей.

Редкими послеоперационными осложнениями являются формирование свища поджелудочной железы, пареза кишечника, вторичного кровотечения, острой почечной недостаточности.

Реабилитация и профилактика осложнений

После проведения традиционным способом радикальной нефрэктомии исключаются занятия спортом, физические нагрузки на срок до 3-4 месяцев. После проведения лапароскопического метода восстановительный период значительно короче. В любом случае нужно избегать переохлаждения, употребления спиртных напитков. Также рекомендуются пешие прогулки на свежем воздухе.

Любая операция не исключает развития возможных осложнений, которые могут возникнуть как в ходе самой операции, но и в послеоперационном периоде. Часто их причинами являются индивидуальные особенности организма.  После выполнения радикальной нефрэктомии рекомендуется регулярное посещение уролога, который должен проводить оценку функциональности оставшейся почки, контроль над возможными рецидивами заболевания при его злокачественности.

После проведения радикальной нефрэктомии проводится микроскопическое исследование с целью определения типа опухоли (злокачественная или доброкачественная). Так, в случаях отсутствия лечения, несвоевременного проведения радикальной нефрэктомии, опухоль становится причиной болей в области поясницы, повышения температуры тела, появления примеси крови в моче с последующим прогрессированием заболевания в летальный исход. С целью избежания этих и иных симптомов такая операция является необходимой.

При злокачественных процессах оперативное вмешательство является чуть ли не единственным способом, чтобы избежать прогрессирования болезни.  А в данном случае, радикальная нефрэктомия даёт возможность установить заключительный диагноз и провести лечение, установить характер наблюдения за пациентом в последующем.